Советы новичкам, о которых никто не спрашивал…
Итак, вы на сайте школы танго и даже читаете мнение человека, который занялся танцами в возрасте 42 лет и на момент написания этого текста проучился танго чуть более года. Возможно, вы найдете кое-что полезное для себя. Ведь, с одной стороны, я уже получил кое-какой опыт, а с другой стороны – еще не забыл ни сомнений незнания, ни тревог стеснения, ни иллюзий, характерных для начинающего.
Начну, пожалуй, с незнания. Разумеется, вы уже посмотрели с десяток вдохновляющих роликов танго в интернете. Возможно, даже скачали какие-то видео уроки танго с более насыщенных информацией сайтов. Не исключено, что знакомые затащили вас на милонгу, и именно там белая зависть, желание приобщиться к обществу или просто красивая дама в углу сделали свое черное дело. В общем, наверняка, вы уже достаточно начитались и в курсе, что танго супергероев из боевиков и реальное аргентинское танго на милонге имеют мало общего, не говоря уже о профессиональных шоу. Я тоже это знал.
Но вот чего я не знал, так это того, что существует целая технико-анатомическая концепция (и не одна), без изучения которой танцевать танго невозможно в принципе. Никакой видеокурс, даже самый детальный, не поможет освоить приемы, с помощью которых достигаются необходимые движения в паре. Можно даже не пытаться. Это – как учиться хирургии по комиксам. Нужен преподаватель, который владеет теорией и умеет ее передать. А поскольку мужские и женские техники различаются, то преподавателей должно быть двое.В школе занятия должна вести пара!
Наверное, не плохо будет также знать, что для занятий никакой особой одежды можно не покупать: обычные свободные брюки, футболка или рубашка вполне подойдут – обучение танго не требует какой-то специальной амуниции. Но вот обувь я бы порекомендовал купить танцевальную. Обычные туфли для латинских танцев с невысоким каблуком. Особую, парадную обувь вы приобретете потом. В дальнейшем вам предстоит узнать некоторые правила поведения во время занятий и на милонгах, но их не много и они несложные.
Обучение аргентинскому танго – прекрасный способ поверить в себя!
Тревоги сомнений. Они были у меня, а некоторые сохраняются до сих пор. Получится – не получится. С этим ничего не решить, если не начать заниматься. Все держится на довольно простых шагах. После некоторого обучения их могут делать все. Если вы ходите самостоятельно, без костылей, не падаете, обходя табурет, значит, что-то вы уже сможете. Остальное – время, желание и терпение преподавателей. В этой школе аргентинского танго с ними все в порядке, тут как раз можете не сомневаться.
Другое важное сомнение – женщины. Они же – главный мотив, будем откровенны. Для нас вся планета, в конце концов, вертится вокруг них. И правильно, и хорошо! Можете не сомневаться, они это тоже прекрасно понимают. И все же, как именно обстоят дела с ними на занятиях?
Обучение танго часто начинают в одиночку: в начальную и среднюю группу можно ходить без своей партнерши. Постоянная партнерша будет нужна в старшей группе. Разумеется, если вы изначально идете заниматься с дамой сердца и/или со своей женой это прекрасно: помимо укрепления отношений, с помощью общего интереса к танцам, у вас еще будет возможность упражняться дома. В школе на занятиях вас будут, время от времени, разлучать по другим парам, но вы быстро поймете, что это очень полезно, особенно когда “чужая” партнерша окажется более опытной. Навык вашей партнерши тоже будет расти быстрее от общения с продвинутыми танцорами. Ну и, конечно, у вас больше шансов блеснуть в кругу друзей и родственников, если вы занимаетесь вдвоем.
Многие испытывают тревогу, стеснение от одной мысли оказаться в новом коллективе. Но тут все просто: приходите на открытый урок или договоритесь прийти во время обычного занятия. Вам хватит 10 минут, чтобы понять, насколько приемлемы для вас стиль, способ преподавания и люди, которые ходят заниматься. Все прошли через начало, все привыкли к неуклюжести и неуверенности начинающих, вас поймут.
Иллюзии. С ними разобраться сложнее. Иллюзии это то, что приводит людей в танцевальную школу. Мечты. Они мотивируют нас, но они же становятся причиной разочарований в обучении танго. Самая частая иллюзия выглядит так: «легендой танцпола мне все равно не быть, но за 2-3 месяца натаскаюсь достаточно, чтобы подцепить на милонге приличную барышню или произвести впечатление на друзей-подруг в ресторане, станцевав с женой Кумпарситу». Наверное, это возможно.Если вы одаренный человек, желательно с музыкальным образованием, еще лучше, владеющий хореографией и находитесь в отличной физической форме. Подойдите к зеркалу. Встаньте на весы. Сделайте 10 приседаний. Оцените себя. И поставьте реальный срок: от года до трех. При условии, что это будет 2-3 занятия в неделю. Если же вы обнаружите в себе необыкновенные способности к танго, и страсть к танцу проснется необычайная, вы будете отчаянно искать возможность ходить на занятия 4-5 раз в неделю, брать индивидуальные уроки, посещать мастер-классы, фестивали, танго-марафоны и т.д. и т.п. И счастью вашему не будет предела. Я таких людей видел. Может быть, вы именно такой, а может быть, вам будет достаточно одной-двух милонг в месяц, чтобы просто получить удовольствие от жизни.
У вас не должно быть иллюзии: в начале пути речь об удовольствии вряд ли пойдет. Скорее наоборот, придется испытать разочарования, раздражение и даже неприязнь. Потому что сразу и все не получается ни у кого. Более того, природа человека такова, что он всегда ищет виноватого и не желает признать виновным себя. Когда при обучении аргентинскому танго у партнера не выходит фигура или ведение, первый порыв – обвинить в этом партнершу. Верно это и в отношении упреков со стороны партнерши. Причем, в своих парах соблазн высказать претензии друг другу, не стесняясь в выражениях, особенно велик.
Первые 3-4 месяца мне пришлось приложить некоторые усилия, чтобы приучить себя на корню подавлять этот порыв. Партнеру в этом смысле особенно тяжело: он ведет танец, основная ответственность за движения лежит на нем, большинство ошибок возникают благодаря ему. В этом не должно быть никаких иллюзий: наступать себе на горло и подавлять негативные эмоции придется частенько. Поначалу не будет хватать и общей физической подготовки, хотя особых требований к ней любительское танго не предъявляет. Постепенно начнет гнуться все, что не гнулось, и тянуться все, что не тянулось, слушаться то, что не слушалось. Ну, или почти все, давайте без иллюзий!
Иллюзия музыкальности. Вы можете много всего прочитать про танго, про музыку милонги, про ритм, про использование в танце. Есть даже специальные занятия по музыкальности, где вроде как учат строить рисунок танца и прочим премудростям. Но, мне кажется, это во многом иллюзия. Могу сказать одно: если у вас нет музыкального слуха, танцевать вы все равно сможете, лишь бы было чувство ритма. Послушайте разное танго, скачайте несколько сборников милонги. Старых и современных. Если уже после пары песен вам захочется переключить на что-нибудь другое, то лучше без иллюзий – танго, скорее всего, не для вас.
Иллюзия неотразимости – последнее что стоит, наверное, сказать. На обучение и на милонгу приходят разные люди. Не торопитесь захватить самую красивую девушку в зале. Внешность и умение танцевать – не одно и то же. Когда вы начнете танцевать, ваши приоритеты начнут меняться и вам захочется именно танца, а не только возможности пофлиртовать или развлечься в кругу прекрасных дам. Хотя, конечно, одно другому не мешает!
Максим Лось
Январь 2014